Об игре

Правила игры

Правила городошного спорта в новой редакции были утверждены Президиумом 25 января 2021 года. Правила можно скачать по ссылке.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРЫ В ГОРОДКИ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Игра в городки заключается в выбивании фигур или других построений
из определенного количества городков с ограниченной площади, называемой
“городом”. Выбивание производится битами с определенного расстояния.
Соревнования по городошному спорту проводятся в следующих
спортивных дисциплинах:
– городки классические;
– еврогородки;
– городки финские-кюккя;
– городошное троеборье
1.2. Настоящие Правила соревнований по городошному спорту (далее –
Правила) разработаны Международной Ассоциацией общественных
объединений «Международная федерация городошного спорта» (далее –
Федерация), на основе предыдущей редакции Правил.
Настоящие Правила являются обязательными для всех организаций,
проводящих официальные спортивные мероприятия, включенные в
Календарный план международных спортивных мероприятий Федерации.
Целью настоящих Правил является обеспечение проведения
официальных спортивных соревнований (далее – соревнования) в
соответствии требованиями Правил. Спортивные ситуации, не нашедшие
отражения в настоящей редакции Правил, трактуются в соответствии с
решениями главной судейской коллегии.
Соревнования по городошному спорту, включённые в Календарный
план Федерации, проводятся на спортивных сооружениях, соответствующих
требованиям настоящих Правил.
Любые отклонения от настоящих Правил при проведении
соревнований по городошному спорту должны быть согласованы с
Федерацией и внесены в положение о соревнованиях (далее – Положение).
Официальные лица (представители команд, тренеры, спортсмены и
судьи), принимающие участие в соревнованиях, обязаны в своих действиях
руководствоваться настоящими Правилами.

ИГРА ГОРОДКИ

   Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.

ГОРОДОШНЫЕ ФИГУРЫ

   1. Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:

Городки, фигура ПушкаГородки, фигура ВилкаГородки, фигура Звезда
1. Пушка2. Вилка3. Звезда
Городки, фигура СтрелаГородки, фигура КолодецГородки, фигура Коленчатый вал
4. Стрела5. Колодец6. Коленчатый вал
Городки, фигура АртиллерияГородки, фигура РакеткаГородки, фигура Пулеметное гнездо
7. Артиллерия8. Ракетка9. Пулемётное гнездо
Городки, фигура РакГородки, фигура ЧасовыеГородки, фигура Серп
10. Рак11. Часовые12. Серп
Городки, фигура ТирГородки, фигура СамолетГородки, фигура Письмо
13. Тир14. Самолёт15. Письмо

   2. В партии из 10 фигур для младших юношей, фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности:

  1. Пушка
  2. Вилка
  3. Колодец
  4. Стрела
  5. Артиллерия
  6. Серп
  7. Пулеметное гнездо
  8. Самолет
  9. Тир
  10. Письмо

   3. Все фигуры, кроме «Письма», ставят на середине лицевой линии, не выходя за пределы “города”, в соответствии с требованиями «Регламента постановки фигур».

   4. Угловые городки фигуры «Письмо» ставят по внешней линии «города», не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий марку, устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла «города» до переднего левого (для играющих правой рукой) или в центре диагонали, идущей от заднего левого до переднего правого угла «города» (для играющих левой рукой).

   5. Фигура «Серп» для играющих левой рукой устанавливается в левой половине “города” в зеркальном отражении.

   6. Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.

ПЛОЩАДКА ДЛЯ ИГРЫ ГОРОДКИ

    Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером (22-30) х(12-15) метров.

Городошная площадка. Площадка для игры в городки.

Площадка.

Оборудование городошной площадки:

  • металлические или полимерные листы, на которых краской наносятся линии «городов» и «пригородов». Оптимальная толщина листа – 10-12 мм;
  • отбойная стенка;
  • ограждение;
  • осветительные приборы для игры вечером;
  • фиксированные планки высотой 50-60 мм на лицевых линиях конов и полуконов;
  • навесы для укрытия игроков и секретаря от атмосферных осадков;

   Желательно оборудование общего навеса над «городами», «пригородами» и отбойной стенкой.

   Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии – 13 м (для взрослых) и 6.5 м (для детей и подростков до 15 лет).

   Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии – 6.5 м.

   Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.

   «Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.

Городошная площадка.

   «Пригород» – зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

   Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.

  Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8.0 х 3.5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него – ветра, сотрясения площадки.

   Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учетом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий <пригорода> входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограни-чительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.

   Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.

“Классические городки” – это дисциплина вида спорта «городошный спорт», в которой игра в городки осуществляется составными битами, собираемыми из металлических втулок, концевого стакана и деревянных или полимерных вставок, а также ручки, изготовленной из древесины, текстолита или полимерных материалов. Вес биты – произвольный. Для игры используются 15 фигур, выстраиваемых из пяти городков, изготовленных из древесины. Суть игры заключается в выбивании фигур с ограниченной площади, называемой «городом». Выбивание производится битами с определенного расстояния. Фигура считается выбитой, если все 5 городков, ее составляющих, вышли за пределы “города”. Городки считаются выбитыми, если они вышли за пределы “города” через заднюю или боковые ограничительные черты. Выкатившийся вперед городок подлежит выбиванию. Если он выкатился вперед на расстояние ближе, чем размер одного городка (20 см) от штрафной черты – для мужчин и двух городков (40 см) от штрафной – для женщин (детей), то городок считается штрафным и устанавливается на линии для штрафного городка, откуда его необходимо выбить. Если во время броска бита задевает штрафную линию (для определения данного обстоятельства штрафную линию часто засыпают песком), то бросок считается потерянным, а фигура восстанавливается. 

Инвентарь

 Городок может иметь форму цилиндра диаметром 48-50 мм или правильной призмы, имеющей в основании квадрат со стороной 43-45 мм. Длина городка – 200±1 мм. Городки изготавливаются из древесины, могут быть покрыты лаком и не должны иметь каких-либо полостей или инородных наполнений. Торцы городков должны иметь фаску 2-3 мм и быть ровными.
Официальные международные соревнования проводятся с использованием цилиндрических городков. Соревнования более низкого (регионального) статуса разрешается проводить городками с квадратным сечением.
 Биты для игры применяются составные. Составная бита представляет собой круглый стержень длиной не более метра произвольного веса и диаметра. Бита собирается из вставок, втулок, концевого стакана и ручки. Вставки наиболее целесообразно изготавливать из древесно-слоистого пластика, полимерных материалов или из твердых пород дерева. Ручки – из текстолитовых стержней, твёрдого дерева или полимерных материалов. Втулки изготавливаются из металлической трубы или металлического стержня круглого сечения. Они имеют форму трубы или цилиндра с выточенными полостями для вставок или ручки. Втулки и концевой стакан могут иметь утолщения и резьбовые соединения. Длина втулки должна быть не менее двух диаметров вставки. Вставки должны плотно запрессовываться во втулки на глубину не менее диаметра вставки, закрепляться кернением или другим способом крепления. Место крепления ручки должно находиться на расстоянии 25-35 мм от края втулки. Составные части не должны иметь взаимных перемещений. Допускается пластическая деформация биты относительно продольной оси под силовым воздействием. Вместо концевого стакана может быть использована металлическая втулка, при этом, её конец должен быть заполнен каким-либо надёжно закреплённым твёрдым материалом. Для участия в соревнованиях спортсмен должен использовать две биты.

ФИГУРЫ 

Kyykkä. Финские городки

    Kyykkä – древняя играет популярная в Карелии, Финляндии, Эстонии и других странах. Известно несколько различных вариантов названия, например kurnilöömine, kriuhka, köllöi, keili.

    Игра в финские городки заключается в выбивании городков с ограниченной грунтовой площадки, называемой «городом». Выбивание производится с определённого расстояния деревянными битами.

Площадка для игры в финские городки. Куукка. Kyykka.

Площадка для игры

   Площадка для игры размечается на горизонтальном поле с грунтовым покрытием с верхним слоем из утрамбованного крупного песка или отсева. Такие поля часто используются для игры в футбол и для других спортивных игр. Для устройства одной площадки необходима ровная территория с минимальными размерами: 25х10 метров. На ней палкой с острым концом чертятся линии двух квадратов размерами 5х5 метров (для мужчин), 5х4 метра (для женщин и детей до 14 лет), 3х3 метра (для детей до 11 лет). Расстояние между квадратами составляет соответственно 10, 8, и 6 метров.

Инвентарь

   На лицевых линиях квадратов устанавливаются городки цилиндрической формы с фасками, изготовленные из дерева. Диаметр городка — 7-7,5 см, высота — 10 см, фаска — 4-5 мм.

    Для игры используются деревянные точёные биты длиной не более 85 см и диаметром не более 8 см, с зауженной частью под руку. Вес биты не регламентируется. Чаще биты делают из клеенной берёзы и покрывают специальным лаком или краской. Допускаются неширокие металлические кольца на краю ручки.

Правила и условия игры

         Городки устанавливаются на лицевой линии «городов» в виде столбиков из двух городков, один на другой. В личных соревнованиях на линию устанавливается 10 столбиков (20 городков). В командных соревнованиях – 20 столбиков (40 городков). Расстояние между столбиками 20 см.

   Мужчины открывают игру броском с расстояния не ближе 15 метров. После того, как будет выбит хотя бы один городок, игра продолжается с расстояния не ближе 10 метров.

    Мужчины в возрасте 70 лет и старше и женщины выполняют все броски с расстояния не ближе10 метров. Женщины старше 70 лет выполняют все броски с расстояния не ближе 8 метров.

    Дети в возрасте 8 лет и младше выполняют все броски с расстояния 4 метра. Дети 8 – 11 лет открывают игру броском с расстояния 6метров, после того, как будет выбит хотя бы один городок, продолжают игру с расстояния 4 метра. Дети 12 –14 лет открывают игру броском с расстояния 8 метров, после того, как будет выбит хотя бы один городок, продолжают игру с расстояния 6 метров. Игроки возраста 15 лет и старше открывают игру броском с расстояния 10 метров, после того, как будет выбит хотя бы один городок, продолжают игру с расстояния 8 метров.

    Соревнования могут быть командными (4 человека в команде), парными или личными. Играя в команде или в паре, игроки по очереди бросают по две биты. В личной игре игроки бросают по 4 биты подряд.

    Игра состоит из двух партий. Каждая партия заканчивается после того, как команда или пара выбьет все городки из квадрата, при этом соперники должны произвести такое же количество бросков. После первой партии соперники меняются квадратами.

    В личной игре на каждую партию дается не более 20 бросков. Первая партия продолжается до того, как все городки будут выбиты за пределы квадрата или до выполнения всех 20-ти бросков. Далее соперники меняются квадратами и играется вторая партия. Окончательный результат считается по итогам 2-х партий

    Если после броска бита осталась в «городе», то она не убирается до окончания всей серии бросков. Биты и городки, лежащие за пределами «городов» близко к линиям разметки убираются после каждого броска.

   Если городок остановился на линиях «города», то он устанавливается вертикально на линию после окончания серии бросков. Если городок покинул пределы города, а затем закатился вновь, то он считается не выбитым. Если после броска городок переместился на площадку между городами, то он выбивается с того места, на котором он остался

   Играющие при броске не должны задевать ногами городки, расположенные в «городе», наступать на линии разметки и переходить во время игры через лицевую и заднюю линии «городов».

   После каждой партии поверхность площадки выравнивается. Следы от ног выравниваются после каждой серии бросков.

Начисление очков и определение победителя

   Судья ведёт протокол игры, записывая количество городков, выбитых каждым броском, и количество городков, оставшихся в «городе» после каждой серии бросков. В конце протокола после каждой партии записывается количество оставшихся городков, за которые начисляются штрафные очки.

   За каждый городок, оставшийся в «городе» начисляется 2 штрафных очка (-2), за городки, оставшиеся на задних и боковых линиях, начисляется одно штрафное очко (-1).

   В личных соревнованиях при выбивании всех городков меньше чем за 20 бит, за каждую сэкономленную биту начисляется одно очко (+1)

   Например, игрок выбил в первой партии 20 городков пятью битами. Результат первой партии: +15. Вторую партию игрок закончил за шесть бросков. Результат второй партии: +14. Результат игры: +29.

   В командных и парных соревнованиях победитель определяется по сумме очков в двух партиях. Победителем становится команда (пара), у которой сумма штрафных очков за две партии наименьшая.

   В командных и парных соревнованиях победителю засчитывается 2 очка, проигравшему – 0, при ничье каждой команде засчитывается по 1 очку.

Еврогородки

Еврогородки — игра в городки полимерными битами ограниченного веса (не более 2-х кг). Длина биты не должна превышать 1 м. Биты изготавливаются из полимерной трубы или полимерного стержня без внешних металлических частей.  В игре используются 16 фигур, которые строят  из пяти городков.: 15 фигур, используемых в классической городошной партии и фигура “факс”. Городок  имеет форму правильной призмы, имеющей в основании квадрат со стороной 43-45 мм длиной 200 ± 1 мм.  Игровая поверхность «города» и «пригорода» может быть покрыта металлическими, полимерными листами или другим покрытием, обеспечивающим ровную горизонтальную поверхность. Разметка городошной площадки, размеры и параметры оборудования в еврогородках и классических городках идентичны. Родоначальниками еврогородков являются представители Германии!